"Московская страховая компания" выплатила возмещение клиентам пропавшей турфирмы "Алеа". Первый опыт показал серьезные прорехи в законодательстве о страховании ответственности туроператоров и учит туристов тщательно сохранять все бумажки.
Российская газета,
17 октября 2007 г.
Туристам впервые возместили ущерб 1078 просмотров
С какими проблемами столкнулись страховщики при применении нового закона
На рынке страхования ответственности туроператоров за качество их услуг создан прецедент. Московская страховая компания (МСК) выплатила клиентам пропавшей фирмы "Алеа" возмещение. Первый опыт показал серьезные прорехи в законодательстве и учит туристов тщательно сохранять все бумажки. С 1 июня 2007 года в России действует норма Закона "Об основах туристской деятельности в РФ", которая обязывает туроператора страховать риск невыполнения обязательств перед клиентами. И до и после принятия нормативного акта страховщики предупреждали, что новые правила противоречивы и могут поставить и страховщиков, и пострадавших туристов в сложную ситуацию. "Например, если страховой случай наступил вследствие умысла туроператора, например, генерального директора турфирмы, который исчез, захватив все собранные деньги, то страховая компания все равно должна возмещать ущерб, причем в достаточно короткие сроки, - указывает начальник отдела личного страхования компании "Цюрих" Людмила Евдокимова. - Здесь закон идет вразрез с Гражданским кодексом, в соответствии с которым выплата страхового возмещения не может производиться, если страховой случай произошел вследствие умысла страхователя". Защитники нового закона отвечали на это, что наш рынок уже настолько цивилизован, что случаи, когда деньги туристов попросту крадут, чрезвычайно редки. Первый случай применить новый закон оказался именно таким. В августе этого года питерский туроператор "Алеа" исчез с деньгами своих клиентов. Ответственность туроператора была застрахована в Московской страховой компании (МСК) на общую сумму пять миллионов рублей. "Несмотря на явное противоречие норм нового закона с Гражданским кодексом, мы решили это противоречие в пользу пострадавших клиентов туристической компании, к 10 октября нами приняты заявления от 29 лиц на общую сумму ущерба 1617 тысяч рублей, - рассказал Александр Федонкин, заместитель генерального директора компании МСК. - Причем 689 тысяч рублей уже выплачены 10 пострадавшим туристам". Но противоречие двух законов - далеко не единственная проблема, которую пришлось решать страховой компании. "По правилам страхования выплаты туристам во внесудебном порядке проводятся только с согласия компании-туроператора, которая застраховала свою ответственность перед клиентами. В нашем случае согласия спрашивать было не у кого! - говорит Александр Федонкин. - Наша служба безопасности отправилась в Санкт-Петербург на поиски хоть каких-либо законных представителей фирмы "Алеа". Но никого не нашла". МСК обратилась в надзорный орган (Росстрахнадзор) за разъяснениями сложившейся коллизии и, получив положительный ответ, начала производить страховые выплаты. С эмоциональных позиций коллеги поддерживают решение МСК. "Страховая компания производит выплату либо с согласия туроператора, либо по решению суда. Но фирма исчезла, а до вынесения судебного решения должно было бы пройти немало времени. И принятие решения коллегами в пользу пострадавших мне по душе", - говорит Александр Кобец, генеральный директор страховой компании РУКСО. А с позиций страховой практики эксперты подчеркивают, что страховщик не должен становиться заложником дурно скроенных законов. "Я бы рекомендовал руководству своей компании отправить пострадавших в суд, потому что правила должны выполняться неукоснительно, - говорит директор юридического департамента одной из страховых компаний. - Людей, конечно, жалко, в суде им придется нелегко. Думаю, что по суду выплаты были бы невозможны до установленного следствием факта мошенничества по отношению к туристам. Ведь исчезновение директора туристической фирмы не подтверждает автоматически этот факт, мало ли отчего человек пропал!" Подводные камни Закона "Об основах туристской деятельности в РФ", на которые наткнулась МСК, далеко не единственные. "Например, в статье 17.5 принятого закона указано, что письменное требование туриста о выплате возмещения должно быть предъявлено страховщику в течение срока действия финансового обеспечения, - отмечает Галина Гуляева, директор Центра страхования ответственности РОСНО. - Однако статьей 17.6 предусмотрено, что требование о выплате страхового возмещения должно быть предъявлено туристом страховщику в течение срока исковой давности, установленного законодательством РФ. Т.е. двух лет. Кстати, в МСК не исключают, что к ним обратились далеко не все клиенты, перед которыми "Алеа" не выполнила своих обязательств. "Туристический сезон еще не закончился, возможно, "Алеа" продавала и новогодние туры, так что мы не удивимся обращениям и других пострадавших, - предполагает Александр Федонкин. - Сумма в пять миллионов на выплаты нами зарезервирована". Первый опыт применения закона не только показал страховщикам слабые стороны нормативной базы, но и служит руководством для людей, собирающихся в путешествие. Выплаты пострадавшим проводились при предоставлении в компанию определенного набора документов. "Это документы, подтверждающие, что лицо вступило с компанией в договорные отношения и заплатило деньги: договор, путевка и приходно-кассовый ордер или чек кассового аппарата. К счастью, у клиентов "Алеа" все эти документы были. Но не уверен, что такой комплект смогут предоставить при необходимости все российские потребители туристических услуг", - делится опытом Александр Федонкин. Интересная коллизия возникла и с теми пострадавшими клиентами компании "Алеа", которые успели улететь в путешествие, а на месте выяснили, что отель не оплачен или оплачен только на несколько дней. В МСК нам сообщили, что выплаты этим бедолагам будут производиться по предъявлению документа, подтверждающего оплату проживания в отеле туристом за счет собственных средств. В других компаниях отметили, что они бы еще потребовали с людей, которым каникулы были оплачены не полностью, и документ от отеля, в котором указывалось бы, какая часть оплаты была внесена за проживание постояльца туроператором. Так что нашим туристам будет чем заняться в отпуске!
Алексей САВИН
Вся пресса за 17 октября 2007 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страхование ответственности
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
Архив прессы
|
|
|
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
Текущая пресса
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
| |
7 февраля 2025 г.
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Деловой Казахстан, 7 февраля 2025 г.
Прибыль Freedom Holding Corp. выросла в 19 раз – результаты, которые удивляют
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Калининград.Ru, 7 февраля 2025 г.
На четверть вырос страховой рынок Казахстана за год – АРРФР
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Деловой Казахстан, 7 февраля 2025 г.
Состояние страхового сектора Казахстана: основные тренды и изменения
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
cbr.ru, 7 февраля 2025 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
АмурПресс, Хабаровск, 7 февраля 2025 г.
Хабаровчан предупредили, что урегулировать убытки по ОСАГО можно через сайт или мобильное приложение страховщика
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Брянская губерния, 7 февраля 2025 г.
Брянские автомобилисты смогут оформить ДТП по европротоколу через сайты страховщиков
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 7 февраля 2025 г.
Эксперты подчеркивают важную роль перестрахования в ликвидации пробелов в защите от кризисов
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
ТАСС, 7 февраля 2025 г.
Минсельхоз: в 2024 году установили рекорд по страхованию посевной площади
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 7 февраля 2025 г.
Цели по прибыли страховщиков «все еще достижимы», несмотря на более высокие потери от лесных пожаров в Лос-Анджелесе
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
СенатИнформ, 7 февраля 2025 г.
Фермерам будет проще получить компенсацию при наводнениях и граде
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Агроэксперт, 7 февраля 2025 г.
Площади посевов, застрахованных в РФ в 2024 году, стали рекордными — Минсельхоз
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 7 февраля 2025 г.
Marsh отмечает дальнейшее смягчение в четвертом квартале на фоне падения мировых ставок на 2%
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Интерфакс, 7 февраля 2025 г.
Минсельхоз предупредил об изменениях в сельхозстраховании с господдержкой в 2025 году
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Ура.Ru, Екатеринбург, 7 февраля 2025 г.
После заморозков 2024 года в России изменили правила страхования урожаев
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Известия онлайн, 7 февраля 2025 г.
В России установлен рекорд по страхованию посевной площади
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Коммерсантъ онлайн, 7 февраля 2025 г.
В 2024 году установлен рекорд по страхованию посевной площади
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Финмаркет, 7 февраля 2025 г.
В 2025 году для российских аграриев в сельхозстраховании с господдержкой предусмотрен ряд изменений
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
 Остальные материалы за 7 февраля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|